Флагманом высоких технологий в российском автомобилестроении неожиданно для многих стал «КамАЗ». Как пишут «Ведомости», к заводскому конвейеру встанут новые, даже уникальные, роботы-«гексаподы», снабженные волоконными лазерными головками. Они будут брать детали, оценивать их состояние, в том числе с помощью системы искусственного интеллекта, выявлять повреждения и устранять их методом лазерной наплавки. Всего робот способен выявлять до 1500 разных ситуаций, связанных с деталями, и соответственно на них реагировать.
Аналогов роботам, которых покупает «КамАЗ», в мире просто нет. Есть почти такие же японские, но они работают с деталями весом до 200 граммов, а наши будут поднимать и 20 кг, и 50 кг. Себестоимость одного робота, описанного в техпаспорте, эксперты оценивают в 10–15 млн рублей, похожие роботы иностранного производства должны стоить где-то 20–25 млн. Вся линия, по прикидкам, обойдется в 14–18 млрд рублей. Проект уже на последней стадии: опытный образец будет поставлен во II квартале 2013 года, а в серию целые линии пойдут через 12–18 месяцев.
Роботизированная линия – совместная разработка компании IPG Photonics, основной акционер которой российский физик-лазерщик Валентин Гапонцев, и казанской «Эйдос», производителя тренажеров-симуляторов. IPG Photonics контролирует 80% мирового рынка волоконных лазеров и единственная в мире производит промышленные волоконные лазеры мультикиловаттного диапазона для резки, сварки и термообработки. Компания оценивается в $2,5 млрд, а состояние Гапонцева, по данным Forbes, в $1,1 млрд.