Структура парка техники с дизельными двигателями в 2009 г. выглядела
следующим образом: на дизельном топливе работало около 5% легковых
автомобилей, 45% грузовых машин и 30% автобусного парка. На дизельном
топливе работает также внедорожная техника – тепловозы, тракторы,
судовые энергетические установки.
Дизельное топливо после нефти и мазута является основным предметом
экспорта: из 65,7 млн. т вырабатываемого топлива на экспорт
поставляется 57,5% от общего объема производства.
На производство дизельного топлива действуют два стандарта: ГОСТ
305–82 «Топливо дизельное» и ГОСТ Р 52368–2005 «Топливо дизельное ЕВРО».
Топливо по ГОСТ 305 можно использовать в технике класса II
(содержание серы 0,05%) и старой технике, не соответствующей
современным классам (содержание серы 0,2%). Последнее стандартом
рекомендовано для внедорожной техники, однако именно оно является
массовым и наиболее востребованным на рынке. Стандарт имеет семь
изменений и требует переиздания.
ГОСТ Р 52368 по показателям качества аналогичен европейскому
стандарту EN 590 и предусматривает производство дизельного топлива с
содержанием серы 10, 50 и 350 ppm, т. е. 0,001; 0,005 и 0,035%
соответственно. К дизельному топливу по ГОСТ Р 52368 (EN 590)
предъявляются более жесткие требования по цетановому числу, температуре
вспышки; нормируются также окислительная стабильность топлива,
содержание полициклических ароматических углеводородов и смазывающая
способность (табл. 1).
Почему именно этим показателям уделяется столь пристальное внимание?
Борясь за сокращение выбросов в атмосферу и повышение эффективности
рабочего процесса, разработчики топливных систем постоянно увеличивают
давление впрыска. В современных системах оно достигает 1600 бар (1580
кгс/м2), в старых – 180…200 кгс/м2. Кроме того,
внедряется новая конструкция топливоподачи Common Rail. Она
представляет собой электронную систему распределения топлива в каждый
цилиндр двигателя по форсункам с пьезоэлектрической высокоскоростной
системой топливоподачи до 3…5 подвпрысков рабочего заряда топлива за
один цикл, вместо 1 впрыска за рабочий цикл двигателя при механической
системе регулирования. При таком рабочем процессе для обеспечения более
полного и эффективного сгорания необходимо использовать дизельное
топливо с высоким цетановым числом.
Таблица 1. Сравнение требований ГОСТ 305 и ГОСТ Р 52368
Показатель |
ГОСТ 305 |
ГОСТ Р 52368 (EN 590) |
Цетановое число, ед. |
Не менее 45 |
Не менее 51 |
Смазывающая способность, мкм |
Не более 460* |
Не более 460 |
Содержание полициклических ароматических углеводородов, % |
Не нормируется |
Не более 11 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С |
Не ниже 62 Не ниже 40 |
Выше 55 |
Окислительная стабильность, г/куб.м |
Не нормируется |
Не более 25 |
* Для топлива с содержанием серы менее 0,05%. |
В дизелях топливо является смазочным материалом для деталей
топливной аппаратуры, поэтому показателю «смазывающая способность»
уделяется самое большое внимание.
Впервые с проблемой выхода из строя ТНВД столкнулись в Швеции, когда
перешли на использование «городского» топлива с содержанием серы 10
ppm. В Москве на станциях техобслуживания участились случаи замены
ТНВД. Причиной этого является увеличение производства экологически
чистых сортов дизельного топлива с содержанием серы 500 ppm и менее.
Сегодня такие сорта топлива изготавливают с добавкой противоизносных
присадок, что позволяет удовлетворять требования ГОСТ Р 52368 и ГОСТ
305 по показателю «смазывающая способность».
Полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) ответственны за
отложения в камере сгорания, на форсунках, а также токсичность
отработавших газов. ПАУ содержатся как в самом топливе, так и
образуются в камере сгорания двигателя. От содержания в топливе ПАУ
зависит и количество твердых частиц в отработавших газах дизелей.
Ужесточение требований к температуре вспышки дизельного топлива снижает его пожароопасность.
Показатель «окислительная стабильность» характеризует способность
топлива к смоло- и осадкообразованию. С увеличением давления впрыска
повышается температура подаваемого топлива, это накладывает ограничения
на стабильность топлива. Кроме того, этот показатель определяет срок
хранения топлива.
ГОСТ Р 52368 по сравнению с ГОСТ 305 устанавливает более точные
(зарубежные) методы оценки содержания воды, загрязнений и коррозии.
По низкотемпературным свойствам ГОСТ Р 52368 устанавливает 6 сортов
– А, В, С, D, E, F (для умеренного климата) и 5 классов: 0, 1, 2, 3, 4
(для холодного и арктического климата, табл. 2, 3).
Для сортов нормируется только предельная температура фильтруемости,
которая соответствует температуре применения топлива, например, топливо
сорта D можно применять до –10 °С.
Таблица 2. Низкотемпературные свойства сортов дизельного топлива для умеренного климата
|
Сорт А |
Сорт B |
Сорт C |
Сорт D |
Сорт E |
Сорт F |
Метод испытания |
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше |
+5 |
0 |
–5 |
–10 |
–15 |
–20 |
EN 116 или ГОСТ 22254 |
Таблица 3. Низкотемпературные свойства дизельного топлива для холодного и арктического климата
Параметр |
Значения для дизтоплива класса |
Метод испытания |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше |
–20 |
–26 |
–32 |
–38 |
–44 |
EN 116 или ГОСТ 22254 |
Температура помутнения, °С, не выше |
–10 |
–16 |
–22 |
–28 |
–34 |
EN 23015 |
Для классов нормируются два показателя: температура помутнения и
предельная температура фильтруемости. Разница между ними равна 10 °С,
что говорит о наличии в топливе депрессорной присадки. В предыдущей
статье мы говорили о том, как важно с эксплуатационной точки зрения
обращать внимание не только на предельную температуру фильтруемости, но
и на температуру помутнения.
Если дизельное топливо по ГОСТ 305 можно изготавливать без
добавления присадок, за исключением топлива с содержанием серы 0,05%, в
которое вводится противоизносная присадка, то топливо ЕВРО
вырабатывают, как правило, с добавлением пакета присадок:
цетаноповышающей и противоизносной, а в зимний период времени с
введением в топливо и депрессорно-диспергирующей присадки. В
соответствии с требованиями технического регламента в паспорте на
дизельное топливо (не путать с сертификатом) указывают все присадки,
добавленные в дизельное топливо, и класс техники, на которой может быть
использовано топливо.
В паспортах на автомобили указывается класс топлива, на котором
должна эксплуатироваться техника, и следует строго придерживаться этих
рекомендаций. Нередки случаи, когда в автомобиль, соответствующий Euro
3, заливают дизельное топливо по ГОСТ 305 с содержанием серы 0,2%, и в
результате двигатель выходит из строя.
Кроме ГОСТ 305 и ГОСТ Р 52368 на рынке дизельного топлива множество
ТУ и СТО. Основная масса ТУ и СТО предусматривает отступления от
стандартов по важнейшим показателям качества, не согласована с
производителями техники и организациями, ответственными за
эксплуатацию. Отступления облегчают производство таких сортов топлива,
но применение их связано с увеличением жесткости процесса, нагрузок на
детали цилиндропоршневой группы вплоть до поломки деталей двигателя.
Нередки случаи выхода из строя топливной аппаратуры. Проводя анализ
получаемых образцов дизельного топлива в каждом конкретном случае, мы
устанавливаем причины поломки техники.
А теперь немного о применении технического регламента «О требованиях
к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Регламент
устанавливает требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте
сортам топлива. С отступлением от требований регламента допускается
выпуск в оборот и оборот продукции, поставляемой по государственному
оборонному заказу, а также продукции, выпущенной до 1 января 2009 г.
При этом требования к их производству, транспортировке и хранению в
регламент не включены.
На практике ответы на вопросы, возникающие при применении
регламента, дает закон «О техническом регулировании» 184-ФЗ. Согласно
ст. 33 закона государственный контроль (надзор) за соблюдением
требований регламента осуществляется только на стадии обращения
продукции, т. е. при ее транспортировке, хранении, оптовой и розничной
торговле. Стадии производства продукции и ее применения в понятие
«обращение продукции» не входят.
Порядок проведения мероприятий по государственному контролю за
соблюдением требований регламента должен осуществляться в соответствии
с Федеральным законом № 294 «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии со ст. 9
закона плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года. При этом
Генеральная прокуратура должна размещать ежегодный план проведения
проверок на своем официальном сайте. Внеплановая проверка может быть
проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту
осуществления деятельности.
Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2009 № 1191-р в соответствии
со ст. 7 Федерального закона «О техническом регулировании» утвержден
перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы
исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора
образцов. Отбор образцов должен осуществляться по ГОСТ 2517 «Нефть и
нефтепродукты. Методы отбора проб». Этот стандарт предусматривает отбор
проб из резервуаров, подземных хранилищ, нефтеналивных судов,
железнодорожных и автомобильных цистерн, трубопроводов, бочек, бидонов
и других средств хранения и транспортировки. Отбор проб из бака
автомобиля или пистолета при заправке не может рассматриваться, в том
числе при судебных разбирательствах, как правильно отобранная проба.
В силу вышеперечисленных ограничений говорить об эффективности
действия государственного контроля за соблюдением требований
технического регламента на стадии розничной торговли весьма
проблематично.
http://www.os1.ru/article/analiz/2010_07_A_2010_07_07-12_13_12/